rusukrusa
0
Одесса, ул. Корженка 39 (ранее - ул. Осипова)
0
Корзина
0 UAH
(пусто)
Товар в корзине!
Каталог товаров

Исупов Алексей - художник, представитель салонной живописи

Isupov Aleksei

Исупов Алексей: художник-реалист с итальянским акцентом

Исупов Алексей Владимирович (1889–1957) – выдающийся русский художник-реалист, яркий представитель салонной живописи, чья жизнь и творчество тесно переплелись с Россией, Средней Азией и Италией. Его работы, пронизанные глубоким чувством цвета и света, хранятся в крупнейших музеях мира, включая Государственную Третьяковскую галерею и Галерею Уффици.

Ранние годы и становление мастера

Родился Алексей Исупов 10 марта 1889 года в Вятке (ныне Киров) в семье иконостасного мастера. С детства он был погружен в мир искусства, обучаясь в иконописной мастерской и участвуя в художественных выставках родного города уже с 1903 года.

В 1908 году Исупов поступил в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками стали такие столпы русской живописи, как А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, В.А. Серов и С.В. Малютин. Годы учебы (до 1912 года) были отмечены активным участием в выставках Союза Русских Художников и Товарищества Передвижников, а также экспозициями в московской галерее Лемерсье и на Весенних выставках Императорской академии художеств. В 1913 году, после женитьбы на Тамаре Ивановой, Исупов совершил поездку по Волге и в Крым, а затем путешествовал по Уралу, черпая вдохновение в русской природе.

Военные годы и среднеазиатский период

С началом Первой мировой войны в 1915 году Алексей Исупов был мобилизован в армию и проходил службу в Туркестане, в Ташкенте. Несмотря на военное время, он продолжал рисовать. После демобилизации по состоянию здоровья в конце 1917 года, художник ненадолго вернулся в Москву и Вятку, но уже в мае 1918 года вновь оказался в Ташкенте.

В Средней Азии Исупов активно участвовал в культурной жизни: преподавал в Туркестанской краевой народной художественной школе, иллюстрировал книги и занимался художественным оформлением. В 1920 году по командировке Наркомпроса РСФСР он переехал в Самарканд, где возглавил художественную секцию Комиссии по реставрации и охране памятников. В этот период он глубоко изучал археологию, историю и культуру Средней Азии, создавая пленэрные, импрессионистические восточные пейзажи и жанровые сцены, такие как «Узбеки в чайхане», «В старом Туркестане», «Самарканд».

Возвращение в Москву и итальянский этап

В 1921 году Исупов вернулся в Москву, где присоединился к Ассоциации художников революционной России (АХРР). Он продолжал выставляться и создавать произведения на революционную тематику, включая серию портретов советских государственных деятелей и картины, посвященные событиям Гражданской войны. По заданию АХРР он работал над картиной «В. И. Ленин, играющий в шахматы», а его работа «Проводы Ленина в колонном зале» (1926) была посвящена похоронам вождя. Исупов также сыграл важную роль в создании Вятского городского историко-художественного музея, подарив ему свою картину «Северный пейзаж». В 1924–1925 годах его работы успешно экспонировались на выставках в США.

В 1926 году Алексей Исупов покинул Россию и переехал с семьей в Италию. Официальной причиной командировки было выполнение заказа ВЦСПС, однако истинной причиной стало обострение неизлечимой болезни суставов (костного туберкулеза). Несмотря на ностальгию по Родине и мечты о возвращении, серьезные проблемы со здоровьем удерживали его в Италии более тридцати лет.

В Риме Исупов мгновенно обрел признание. Его привлекали разнообразные жанры — от натюрморта и анималистики до портрета, в котором он особенно преуспел, став популярным портретистом. Итальянские критики и художники высоко оценили его «широкий размах кисти, тонкий анализ деталей и стремление к правде», а также «нежные краски» и «истину и поэзию», которые публика находила в его произведениях. Выставки Исупова проходили в Риме, Милане, Неаполе (где его посещал Максим Горький), а также в Гааге, Ливорно, Генуе, Флоренции, Бергамо, Триесте, Турине, Франции, Голландии и Бельгии.

В годы Второй мировой войны художник активно поддерживал итальянское сопротивление, превратив свою мастерскую в конспиративную квартиру. После войны, в 1945 году, в Галерее современного искусства в Риме состоялась его большая персональная выставка, а в 1949 году вышла иллюстрированная монография о его творчестве, написанная известным итальянским искусствоведом Джорджио Никодеми.

Наследие и память

Алексей Владимирович Исупов никогда не считал себя эмигрантом, оставаясь советским гражданином. Он умер 17 июля 1957 года в Риме и был похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо, рядом с выдающимися русскими художниками.

Выполняя завещание мужа, в 1958 году вдова Тамара Николаевна Исупова перевезла в Россию значительную часть его наследия: около 300 произведений (80 живописных полотен и более 200 рисунков) были переданы Вятскому художественному музею, одним из основателей которого был сам Исупов. Девятнадцать работ пополнили коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

Творчество Алексея Исупова продолжает вызывать широкий интерес. Его работы экспонировались на выставках в Академии художеств (1968), а первая персональная выставка в СССР состоялась в Кирове (1971), затем в Москве (1973), Риге и Ташкенте (1977). В 2009 году в Третьяковской галерее прошла масштабная монографическая выставка «Алексей Исупов. Россия — Италия», а в 2013 году экспозиция путешествовала по Кирову и Йошкар-Оле. В 2020 году три его работы были представлены в Музее современного искусства «Гараж».

Произведения Алексея Исупова украшают коллекции многих европейских музеев, включая галерею Уффици во Флоренции, Национальную галерею современного искусства в Риме, а также музеи в Милане, Неаполе, Узбекистане и США.

Продажи картин Исупова Алексея на аукционах:

- Christie's (Лондон, Великобритания)

- Goldens (Киев, Украина)

Каталог товаров
0
Корзина
0 UAH
(пусто)
Товар в корзине!
×