Плеяды: 160 лет Грековке — выставка, которая объединяет эпохи
Одесса вновь напомнила о себе как о столице украинского искусства. 3 июля в стенах Одесского художественного музея прошла выставка «Плеяди», приуроченная к 160-летию Одесского художественного фахового колледжа имени М.Б. Грекова — события, которое трудно переоценить в контексте всей истории украинской художественной школы. Это не просто выставка — это срез культурного ДНК страны.

Колледж, ставший явлением
Одесская «Грековка» — это не только альма-матер сотен талантов, это институт смыслов, школа, породившая явление. За 160 лет здесь учились, преподавали и вдохновлялись поколения, вписавшие свои имена в украинскую и мировую художественную летопись. Среди выпускников — Герус, Павлюк, Гавдзинский, которые не только создали собственные художественные направления, но и вырастили целые династии, передав эстафету детям и внукам.
Некоторые из них, как известно, стали заслуженными и народными художниками Украины. Кто-то уехал за границу и продолжил прославлять украинскую школу в Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве. Но корни — здесь, в Одессе, на тихих улицах возле моря, где мастерские все еще пахнут маслом и терпением.

Пространство, наполненное живой историей
Выставка развернулась в исторических залах музея. Уже у входа стало понятно — интерес к событию колоссален: длинная очередь, живое обсуждение, фотовспышки, профессиональные камеры и абсолютно разные люди — от молодых студентов и преподавателей до маститых художников и искусствоведов.
Первая часть экспозиции была посвящена графике и рисунку — основам академической школы. Именно эти работы сдержанны по форме, но безмерны по содержанию. Портреты, фигуративные этюды, натурные зарисовки — все это показывает, насколько высока планка технического мастерства, заданная «Грековкой» еще в XIX веке.
Вторая часть — живопись. От импрессионизма до соцреализма, от лирических пейзажей до экспрессивных портретов — тут прослеживается не только развитие художественного языка, но и трансформация ментальности художника в разные эпохи. Особое внимание привлекли работы с темами моря, города, повседневной жизни — они будто бы написаны с любовью к Одессе, но видят её каждый раз по-новому.

Мост между прошлым и будущим
Символично, что на выставке были представлены не только работы мэтров, но и молодых художников — действующих студентов и выпускников последних лет. Это подчёркивает преемственность традиции, живость школы, её способность не застывать в прошлом, а искать и формировать новые формы.
Именно здесь видна разница между «образованием» и «школой». Образование можно получить за три года, а вот школа формируется десятилетиями и продолжает жить в учениках.

Почему это важно
В эпоху, когда украинская идентичность и культура находятся под давлением и в условиях борьбы за самосохранение, подобные выставки — это не просто культурные мероприятия. Это акты художественного сопротивления, восстановление исторической памяти и заявка на будущее.
Грековка — один из тех редких институтов, которые соединяют прошлое и будущее, личное и общественное, локальное и универсальное. Выставка «Плеяды» ещё раз показала: искусство живо, пока есть те, кто его продолжает. И у украинского искусства — это лицо, руки и взгляд, воспитанные в мастерских на Преображенской.




























В биографиях художников мы обызательно прописываем их професиональное образование. Переходите в раздел Художники и найдите картины для вашей коллекции.